Билет № 13
1. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эффект,
вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружающей среды).
2. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосеменных.
Определите место вида ландыша майского в системе растительного мира (отдел,
класс, семейство, род).
3. Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку делают
прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организма?
Как защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом?
Билет № 14
1. Биосфера – глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество биосферы.
Роль человека в сохранении биоразнообразия.
2. Приемы выращивания культурных растений, их научное обоснование.
Объясните, почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не
хранить под открытым небом.
3. Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему
приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щитовидной железы и
надпочечников)?
Билет № 15
1. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе.
2. Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу
жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле.
Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания.
3. Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье
человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ
жизни.
Билет № 16
1. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки
и организма.
2. Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека. Профилактика
заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой и др.
3. Используя знания о составе и группах крови, дайте научное обоснование
значения переливания крови, ее свертывания. Почему при взятии проб крови на
анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами?
Билет № 17
1. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах.
2. Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные. Охрана
животных. Назовите редких и исчезающих животных.
3. Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме
человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Какие приемы первой
помощи оказывают при кровотечениях?
Билет № 18
1. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
2. Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости биосферы.
Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль
ботанических садов, национальных парков, заповедников и т.п. в сохранении биоразнообразия.
3. Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы,
раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых
отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось
число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?
Билет № 19
1. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с
млекопитающими животными и отличие от них.
2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе.
Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В
коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их
значение в природе и жизни человека.
3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения,
профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо
строго соблюдать режим труда и отдыха?
Билет № 20
1. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу
питания.
2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе,
значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей
в образовании почвы и повышении ее плодородия.
3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика
болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у
людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.
Билет № 21
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.
2. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере
покрытосеменных). Докажите, что растение – целостный организм. Объясните, будет
ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены
колорадскими жуками.
3. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Какие причины,
вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно предупредить некоторые
заболевания мозга? В чем заключается вредное воздействие наркотических веществ
и алкоголя на мозг?
Билет № 22
1. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение
экологических знаний на современном этапе.
2. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья
и др.). В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо
предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?
3. Используя знания о мочевыделительной системе, ее строении и функциях,
раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для сохранения здоровья.
Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и бесконтрольное
применение лекарственных препаратов? Ответ поясните.
Билет № 23
1. Обмен веществ и превращение энергии – главный признак живых организмов.
Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
2. Многообразие животных – результат эволюции. Одноклеточные и
многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе
наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите
инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите?
3. Используя знания о строении и функциях кожи, дайте обоснование
гигиенических требований, предъявляемых к одежде. Какова доврачебная помощь
пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожении? Почему очень
вредно ходить в холодное время года без головного убора?
Билет № 24
1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы,
системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного
организма (на примере растительного или животного организма).
2. Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение веществ в
растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать
значение корневого давления в передвижении воды в растении.
3. Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха
как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья? Как
оказать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего?
Билет № 25
1. Дыхание – один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом
обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их
удаление из организма. Перечислите основные правила гигиены дыхания.
2. Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в
организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не
заразиться червями-паразитами?
3. Раскройте роль углеводов в организме по следующему плану: в каких
продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале,
конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не
рекомендуется употреблять много пищи, содержащей углеводы? |